Мир через Культуру

Осознание Красоты

imgB.aspДоклад Евгении Голубевой

Скачать презентацию Осознание Красоты

140-летний юбилей Николая Константиновича РЕРИХА

 

                  Вы, чьи резец, палитра и лира,

                   Согласных муз одна семья,

                   Вы нас  уводите из мира

                  В соседство инобытия.

                  И чем зеркальней отражает

                  Кристалл искусства лик земной,

                 Тем явственней нас поражает

                 В нем жизнь иная, свет иной.

 

Время от  времени в ходе истории появляется человек, который ставит бессмертную печать на эпоху, в которой он жил и открывает Новую. Жизнь – амплитуда  творческого гения — дана не многим. Таким человеком был Николая Константиновича Рерих. Огромное   наследие художника рассеянное по всему миру ждет открытия… Несомненно, что наша история предоставит  ему, в нашей эпохе, такое же место, какое было присвоено Периклу – тому синониму великолепия Греции; или Эхнатону, египетскому фараону, единственному истинно жизненному облику одной из древнейших и величайших цивилизаций мира.

Искусство, во всей разновидности форм было для Николая Константиновича Рериха  главным средством выражения, а красота,  в ее этико-духовном аспекте, являлась той силой, благодаря которой он достиг наилучших результатов.

Николай Константинович Рерих   пришел в мир повернуть умы людей, чтобы осуществить порядок существования, на основе гармонии мира.

Рерих зовет человека на бой, стремясь дать ему силы и веру, надежду и свет; он зовет его к действию во имя добра и справедливости,  культуры.

 

Процесс познания человеком окружающего мира в каждой эпохе имеет свои особенности.  Сейчас наступает эпоха Рериха. Эпоха неразрывно связанная с возникающей культурой духа.

Невозможно не привести слова известного русского художественного критика и искусствоведа М. В. Бабенчикова:

« Слепы те, кто видит в Рерихе только живописца. Мудры, видящие в нем одного из величайших духовных вождей нашей эры» .

Мыслитель,  философ, художник, ученый, историк, педагог создал всеобъемлющую концепцию Культуры, являющейся «величайшим устоем человечества».  Под Культурой он понимал синтез лучших достижений  в области науки, искусства, религии и философии.

Что спасет  и просветит затемненную душу человека? Конечно, Культура и ее столпы – Знание, Любовь, Красота, Добро».

Оригинальность концепции Рериха заключается в том, что он включил в понятие Красоты ценности, близкие всем народам.

 

В его литературных трудах мы находим такие, наиболее употребляемые сочетания слов: красота, чувство, красота мышления, красота подвига, братства, преданности, мужества, трудолюбия. Рерих связывает все понятия Красоты с жизнью и деятельностью человека.

Николай Константинович Рерих писал: «Соединяются людские сердца в  прекрасной симфонии Ключом единения. Под лучшие звуки, в песне и труде, в горе и радости спешите к сужденному Свету! Под знаком красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся».

 

          « О Красота, — говорит Платон в своем бессмертном отрывке, — я снова повторяю, что мы видели ее там, сияющей в окружении небесных тел, а спустившись на  землю, мы видим ее здесь, сияющей в чистоте, через самые чистые органы чувств: ибо зрение – самое проницательное из всех телесных чувств»….

 

          «В добре, красоте, правде, истине,  -утверждает Рудольф Эйкен, мы видим Реальность, раскрывающую свой индивидуальный характер».

 

          Красота, -говорит Гегель,    без которой не может быть философом ни один человек, -это то Божественное, которое познается через чувственное восприятие».

 

        « Красота это основополагающая реальность, та истина сущего, о которой воскликнул св. Августин в момент озарения: « Поздно полюбил я тебя, красота, столь древняя и столь новая!»

                Именно в этом смысле говорят: «Красота это истина, истина- это красота»; что касается знания высочайших истин, доступных обычному человеку, то красота — «вот все, что ты знаешь на земле.

«Итак. Все об одном и том же. Без устали. До последнего часа. О мудрости и красоте. Это главное» — писал Рерих.

 Вечный поиск утонченности и красоты был для Николая Константиновича священным.

 

Семь тысяч картин не были просто мифом о нем. На своих полотнах художник увековечил мир особенный и удивительный, в котором жила высокая Красота и Тайна.

 

В чем обаяние Рериха? Конечно, не в том только, что своими картинами он приподнял завесу над седой  стариной, научил нас видеть искусство и стремление к красоте там, где нам мерещилась грубая животная жизнь. Нет!

Своим «Я» -  странным, загадочным — приковал он к себе.  Рерих весь-  тайна.

 «Рерих, – «праотец», копатель бесформенных курганов, сумел и после огромного процесса  над «самообразованием»,  над «самопросвещением»  остаться  верным служителем основной своей стихии (Красоте).  В этом выражается  сила его личности,   смысл  роли в общем течении  искусства», — писал Алекс. Бенуа. Спустя годы тот же автор писал: «… мировоззрения Рериха расширились до тех пределов, которые выходят за кругозор «людей науки».

«Я не знаю никого, кто подвергался бы такому отчаянному обстрелу критиков всех направлений, низводящих его на степень дилетанта и возносивших его на степень гения. Сколько надо продумать пострадать, чтобы сказать такую фразу:

« Гораздо больше меня беспокоит вопрос ненужности искусства для страны»; Дай Бог, чтобы общественный инстинкт к искусству на Руси возродился»!. «Обеднели мы красотой»,- писал в своих воспоминаниях Александр Мантель, друг и художник.

 

В 1895 году Рерих поступает в мастерскую Архипа Ивановича Куинджи – благодетельный оазис  среди тогдашней Академии

Из дневника Рериха: «Сколько чувств вызвало в душе поступление в мастерскую Куинджи! ( 1895-1897) .Большое событие! Я в мастерской Куинджи»!

Между Куинджи и Рерихом возникло настоящее творческое взаимопонимание. Живопись Мастера была откровением для своего времени.

Куинджи разбудил в своем ученике новый дар – дар пейзажиста. Под его влиянием Рерих начинает много работать над пейзажными этюдами с натур.  Каждый этюд  Рериха по своему построению, колориту был глубоко продуман, обобщен, нес в себе образное картинное начало, как и у Куинджи.

Куинджи, приобщив Рериха, к постоянному изучению натуры, поддерживал в нем и стремление творить по воображению. От своих воспитанников он требовал «внутреннего», то есть самостоятельной мысли, которая подсказывала бы оригинальное решение произведения.

          

Рериха  всегда интересовал важнейший переломный момент истории – образование в 1Х веке Древнерусского государства.  Он создал целую живописную летопись славян, цельную и могучую.  Так и только так, рериховскими глазами мы теперь многое видим в нашей дохристианской истории..

 

1897 г. Рерих задумывает живописный цикл под  названием «Начало Руси. Славяне», в котором задается целью показать гармоническое слияние древнего человека с природой. и   создает уникальную коллекцию картин, повествующих о древней жизни во всем богатстве ушедшей в небытие ее культуры.  Это была необычно трудная задача и ее решение пришло не сразу.

Тему для дипломной картины «Гонец. Восстал род на род» художник нашел в повести временных лет – первой русской летописи, составленной в Х11 веке монахом Киево-Печерского монастыря Нестором,..

«Гонец» словно привез России неведомое раньше наследие ее древней культуры. Он сразу сделал близкими и родными наших далеких предков, наделив их столь понятными, человеческими чувствами. Вслед за гонцом написано целая серия картин на тему древних славян.

На полотне представлены безымянные герои истории. По тихой, словно застывшей реке в легкой лодке-однодеревке пробирается седой старик-гонец. Он погружен в тяжелые думы – спешит оповестить своих соплеменников о том, что восстал « род на род».

 

После окончания Академии художеств Рериха как и прежде волнует основной теоретический вопрос о связи науки и искусства, то есть вопрос, который всегда вызывал и вызывает споры между художниками. Рерих обращается к  истории, к примерам гениев человечества Леонардо да Винчи и Микеланджело, которые в своем творчестве сочетали различные области познания.

«Наука и искусство» — писал Рерих, — также тесно связаны между собой, как легкие и сердце.

В Археологическом институте,  вводной лекции «Искусство и археология» им была поднята совершенно новая для русской и западноевропейской эстетики проблема об отношении искусства и археологии. Рерих ищет точки возможного соприкосновения искусства и археологией и приходит к выводу, что в успехах археологии – залог дальнейшего развития исторической живописи. Археология была областью, в которой энтузиазм Николая Константиновича никогда не иссякал.

 

Художественное мышление Рериха пронизано творящей силой, могуществом человека — будь то в чисто физическом плане или на более высоком творческом уровне.

Рерих отмечал, что при согласованных действиях людей особенно заметно проявление человеческих качеств, связанных с их разумной природой.  В это время рождается прилив  энергии психической, которая и творит « чудеса». В его трактовке  психической энергии – это мощный фактор эволюции, энергия взаимопонимания, многократно усиливающаяся при  сложении. Она есть творческий огонь, это энергия энтузиазма и единения, она двигает историю

Создавая  историю древних славян, живописуя  образы, связанные с преобразующей мощью коллектива людей, основанной на единении, художник создал картины, в которых ключом кипит дружная работа: « Строят ладьи»(1903), «Славяне на Днепре»(1905), «Волокут волоком» 1915) и особенно « Город строят» (1902). Произведения эти стали символами созидающей мощи народа

 

1900 год остается памятным в истории творчества художника. Осенью этого года Рерих отправился в Париж на Всемирную выставку и остался там на весь сезон. Вскоре по приезде он поступает в мастерскую Кормона, автора известных исторических композиций.

Здесь, одновременно с учебой, Рерих работает над « «Идолами», задуманными еще в России. В «Идолах»    он разработал два сюжета: один – с фигурой старика–жреца, всматривающегося в даль на плывущие по реке корабли, и другой, где более сконцентрировано передал мироощущение древних – преклонение перед силами природы, моление божеству.

Аналогичная художественная концепция присуща  картинам – «Иноземные гости», и « Заморские гости».

Сочетание ярких синих, зеленых и красных цветов вносит впечатление свежести и ясности, так хорошо выражающих восприятие Рерихом славянской жизни. Культура живописных исканий, красота, яркость, звучность языческой Руси, раскрылись в полную силу..

 

Народные волнения, брожения в кругах интеллигенции, предчувствия грозных событий перед Первой мировой войной вызывают у Рериха жгучую потребность разобраться в происходящем и приводят художника на путь интуитивных поисков и предсказаний, задуматься о неотвратимости переустройства всего жизненного уклада России.

Николай Константинович задумывает картину  «Зловещие» явились его первой попыткой символически выразить свое отношение к современности.

.В  картине «Зловещие» зазвучал мотив провозвестия грозных событий

Мысль о «Зловещих» впервые зародилась у него еще в 1898 году. Лейтмотивом проходит в статье тема воронов. Она связывает воедино сцены прошлого, созданные поэтическим вдохновением художника.

Нерадостен ее тусклый, серый пейзаж. Узкой полосой тянется каменистый берег. Низко нависло хмурое небо. Тяжело вздымаются волны. В этом мрачном безлюдном мире царствуют вороны. Неподвижно, настороженно сидят они на огромных камнях. Устрашающе чернеют их силуэты. Вороны сидят на камнях в пустынной местности. Они молчаливые хранители тайн, мудрые птицы, наделенные способностью предчувствовать недоброе. Зловеще тягостное молчание идет от картин.

 

Художественные образы указанного периода у Рериха насыщены тяжелыми предчувствиями и тревогой. Одна из первых картин это «Меч мужества» (1912 г.).

У крепостных стен замка сном спят стражи. Скорбный ангел застыл перед ними с мечом мужества в руке. Сложные ассоциации вызывает картина, в ней читается предстоящая длительная борьба с какими-то злыми, темными силами.  В том же году с особой силой прозвучала тема возмездия,  раскрытая в полотне «Ангел последний»

               

 

Для того, чтобы преосуществить мир всех народов и уничтожить возможность войны, Николай Константинович призывает идти по совершенно новому пути «Мир через Культуру». (Девиз мирового движения Рериха).

Рерих писал: « Глубокое заблуждение полагать, что в тревожные времена можно игнорировать Культуру. Напротив, в период войны и отсутствия понимания между народами необходимость Культуры чувствуется с особой остротой»..

Без искусства непостижима Религия. Без искусства гибнет национальный дух. Только когда человеческое сознание поймет бесценность сокровища красоты, творящие, облагораживающие и утончающие людей, только тогда истинные сокровища человечества будут в безопасности».

 

 В начале Первой мировой войны художник создает плакат  «Враг рода человеческого», который олицетворяет  у него разрушения Первой мировой войны. Враг этот – «немец злой» — так написано на его длинном змеином хвосте. К тому же кайзеровская каска по бокам, напоминающими рога, черепа в руках, козлиные ноги – все характеризует его как властелина преисподней. На верху две надписи: «Множество народа яростью погубил» и «Многие города воровски порушил». Справа от гиганта нарисован бельгийский город Лувен, где германская армия подвергла варварской бомбардировке университет с одной из старейших в Европе библиотек, известной крупнейшим собранием инкунабул. Слева изображен Реймский собор во Франции, фасад которого со знаменитыми скульпторами пострадал  от обстрела немецкой артиллерии.

        

             В своих произведениях Рерих Языком живописи художник воплощает  известные апокалипсические видения Иоанна Богослова. Это картины «Ангел последний»(1912), и «Последний ангел»(1942). Таким же сияющим и воинственным как и в видении Иоанна Богослова предстоит иконописный Архистратиг в  произведении Рериха 1912 года.

Поздняя картина «Последний ангел» была написана уже в разгар Второй мировой войны(1942).

 

         Колорит полотна стал красным — только тьма и огонь. Теперь ангел сходящий в облаке с небес, держит в руке меч и раскрывает свиток, на поясе его ключ от бездны. У ангела грозный взгляд, крылья не опущены, а подняты и пламенеют как языки огня. Вся земля объята пожаром, все вовлечено в решающую битву Света и тьмы.

        

 

         Написанная в 1943 году во время Второй мировой войны (1943) картина «Заклинатель» оборачивается у художника современной метафорой древнего  языческого обряда. Тень заклинателя на стенах грота, а руки темного, бесплотного монстра готовы захватить весь мир. И этот образ не вымышленная фантазия.

Ужас, тревогу в картине «Зарево» вызывает красный пламенеющий цвет. 

В картине «Зарево» густой багровый пожар застилает небо. Объятый красными отблески застыл средневековый замок. На первом плане – окаменелый рыцарь с огромным мечом.

«Дела человеческие». С горечью и сожалением взирает на городские руины убеленные сединой старцы.

 

 

Перед Первой мировой войны (1914)заметно возросли усилия Николая  Константиновича на поприще народного просвещения.

 Рерих был известен как общественный деятель, предложивший Пакт об охране культурных ценностей  в случае вооруженного конфликта. Его инициатива заслужила мировое признание, в связи с чем  Рерих был выдвинут кандидатом на соискание Нобелевской премии.

Все действия, вся борьба за Пакт сливалась в одном русле борьбы за Человека, его культуру, его разум, нравственную высоту и духовность.

В этом свете и следует рассматривать его борьбу за создание и признание всеми народами Пакта об охране памятников культуры, ибо памятники не должны исчезать, разрушаться, так как этим уничтожается и разрушается культура, духовно беднеет человечество, утрачиваются частицы социальной памяти, уходит от человека веками накапливающийся духовный опыт, воплощенный в них.

 

  Вместе с Пактом Рерих предложил Знамя Мира, которое должно было водружаться на объекты,  подлежащие охране. Знак триединства на Знамени Мира уходит в глубину веков, от каменного века до эпохи христианства, от  символа Чинтамани до восточных учений….

«Николай Константинович прекрасно понимал,- пишет С.Н., — что никакие пакты и договоры не могут остановить человечество, если оно хочет разрушений. Но он думал, что Пакт может оградить людей воспитанием, то есть дать людям понятие, что есть нечто такое, что является их общим, священным достоянием. И в этом была главная задача Пакта, который был принят уже после Второй мировой войны, в 1954 году и стал общим достоянием народов.

 

Мы можем гордиться, что идея этого Пакта зародилась у русского, что именно у русского человека была задача объединить человечество возвышенной идеей защиты его от разрушения…»

     Этот Пакт     не потерял силы и поныне. И в наше время множество отдельных людей, групп и ассоциаций продолжают распространять идеи Пакта Рериха, Знамени Мира и стоящих за ними принципов.

 

 Здесь совершенно необходимо сказать об исключительной роли Елены Ивановны Рерих, жены Николая Константиновича, — Святослава Николаевича, Юрия Николаевича – сыновей Рериха, они вели обширную переписку с многочисленными сотрудниками по продвижению Пакта.    Философские взгляды, Елены Ивановны, выраженные в книгах Живой Этики, полностью разделялись с Николаем Константиновичем и были движущей силой, вдохновляющей его в искусстве и жизни.

 

Николай Константинович Рерих посвятил Женскому Началу серию картин. Образ женщины и ее предназначение в будущем отражаются в картинах «Матерь Мира» «София Премудрость», «Ведущая»,   « Агни-Йога»,Орифламма «Труды  Мадонны»и др.» Камень  Несущая»..

           Матерь Мира  — женское начало мироздания у философов русского  Серебряного века предстает в образе космической  Софии, устроительницы Вселенной. Она есть та Великая Матерь, которую издревле чтили  античные ваятели: Деметра, Изида, Кибелла, Иштар»- писал С.Н. Булгаков. Это она являлась древним в образе Матери Мира. Это ее прихода ожидали пророчествующие мыслители и художники, наделяя любовь и красоту высшим трансцендентным началом. Это ее улыбка сияет на  лике Джоконды в картине Леонардо да Винчи.

На картине» София- ПремудростьБожия» (1932) – царственное женское существо, летящее на белом коне. Сопровождающий ее  вселенский огонь сжигает тьму и несет миру спасительные энергии. Вся красно-желтая, в пламени солнечного диска. София держит в руке Знамя Мира, где трижды написано по-древнегречески «свято». По расшифровки знамени по-рериховски: «Свята — Любовь. Свято — Знание. Свята — Красота».

Знамя развивается над соборами, дворцами, музеями. Это один мировой город за общей кремлевской стеной, символизируя единство творений человеческих рук.

 

«Женское начало мира, один пол, возведенный в абсолют», — писал Вячесл. Иванов. Это ее грандиозный светящийся облик изобразил Рерих в картине « Матерь Мира».

В картине Рериха « Матерь Мира» восседает на троне среди созвездий Ориона и Большой  Медведицы. сияющая фигура женщины. Обителью Матери Мира является звезда утра, изображенная у нее над головой. Эта звезда утра сияет на многих его полотнах; ей он посвятил немало вдохновенных строк. Звезда Великой Матери является центральной звездой на небе и для Леонардо  да Винчи. — писал  Э.Нойман . (Психоанализ и искусствос.145-146).

Рериховские образы Великой Матери символичны, конкретны в своей целительной помощи человечеству: Царица «Небесная, София, , Мадонна Орифламма.  Матерь Мира…

 

 

Духовность русская веками была жива идеалами, воплощенными в русских святых, чье высокое горение зажигало сердца многих людей.

Борис и Глеб – любимые Рерихом образы.  Художник обращался к ним в своем творчестве до последних лет жизни. Святые благоверные князья Борис и Глеб. Мученики-страстотерпцы, первые русские Святые, канонизированные Русской и Византийской церквами. Согласно древним преданиям, Борис и Глеб воплощали идею борьбы за мир против братоубийственных войн. В изображении Рериха они проносятся над землей, над городами как символические вестники мира.

На холсте «Пантелеймон-целитель», мы видим святого, собирающего на утренней заре целебные травы.

Прокопий Праведный за неведо­мых плавающих молится». Устюжский святой вечно сидит на холме, над извилистой синей рекой и вечно благославляет эту реку и эти корабли.

В другой картине «Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого». «Над храмами Великого Устюга (где проходил путь из варяг в греки) «раскаленные камни плыли по черному небу – гласит предание. А он, Прокопий, бился о камни, кричал через гром: не погубить просил, пощадить жизнь народу и родной земле и гроза  мимо прошла.

         В искусстве Рериха один за другим возникали образы наиболее почитаемых святых на Руси.

 

 У Рериха свое «умозрение в красках» и своя смысловая красочная гамма. Отличительной приметой многих произведений Рериха является своеобразное (внутреннее) свечение картин. Холодный серебристый цвет излучает небо, усеянное яркими звездами в «Звездных рунах». Мастерски формирует художник прозрачные и непрозрачные краски. Иногда в качестве непрозрачных красок он вводит в темперную живопись пастель, которая дает красивые цветные тени.«Небесный бой», вариант 1909 г., «Веления неба»,1909г..) . «НЕБЕСНЫЙ БОЙ». Это — наиболее яркое, характерное произведение,    воплощающее    мировоззренческую     и     эстетическую позиции Рериха.

 Мощные массы облаков надвига­ются друг  на друга, борются и сияют. Одушевленная природа жи­вет своей жизнью.

  Земля, кажется, замерла, потрясенная грандиозной битвой в высших сферах. Тонко разработанная цветовая гамма колеблется от чистых золотых тонов до фиолетовых.  

В декабре 1920 года Рерих по приглашению директора Чикагского института, приезжает в Америку.

      С первых же дней пребывания за границей Рерих одержим, горячим желанием пронести по всему миру свет великой русской культуры, познакомить различные народы с  Россией.

Несмотря на огромную занятость общественной работой в Америке – выставки во многих городах, организация культурных объединений и институтов, чтение лекций, — Рерих много ездил по стране и много писал. Появился целый ряд картин:  серия «Океан», пейзажи Аризоны и многое другое. В тридцати  городах Америки прошла выставка Рериха. Успех был огромный.

 В том же году художник завершил серию картин «Святые», (Санкта) на русскую тему. Неизвестная, загадочная Россия предстала в его творчестве как мечта о духовной красоте, олицетворенной в образах святых и подвижников. Покорили американцев и пейзажи, в которых художник передал ощущение бескрайних пространств земли с лесами и озерами. В картинах создан особый мир, воплотивший духовно-нравственные ценности. Жизнь отшельников, занимающихся мирным трудом- рыболовством, ремеслами.

      Сцены «И МЫ ЛОВИМ РЫБУ», «И МЫ ТРУДИМСЯ», «И МЫ ОТКРЫВАЕМ ВРАТА», «И МЫ НЕ БОИМСЯ», «И Мы несем Свет», «И мы видим» и другие  представляют собирательный образ жизни подвижников, замкнутой монастырскими стенами, но наполненной духовными помыслами. Герои картин безымянны. Это русские монахи. Они проводят дни в неустанных трудах. Уже в самих названиях заложена основная мысль художника. Он утверждает высоту нравственного идеала русского человека: его трудолюбие, скромность, добротворчество. Синие, фиолетовые, пурпурные и золотые цвета усиливают возвышенное, одухотворенное впечатление.  

      В картине «И «МЫ ОТКРЫВАЕМ ВРАТА» за мощными стенами монастыря, где изображены строгие лики святых, виден светлый мир полей и холмов, среди которых радостно и уютно стоит городок с храмами и башнями. Из башни ход ведет в мир. Подвижники несут свечи, олицетворяющие в картинах Рериха духовный свет. Дух должен изливаться в мир, и мир должен приходить в гости к наследникам духа.

.

Образ Сергия Радонежского для Н.К. Рериха был духовным центром, которому он посвятил все свое дальнейшее творчество.

В 1932 году художник пишет картину «Святой Сергий Радонежский». Образ святого Сергия как вдохновляющий пример «Строителя Русской Культуры» занял особое место в живописи Рериха. Св. Сергий (1922); «Сергий-Строитель»(12924), «Часовня Сергия»; «Сергиева Пустынь»(1933).

Прикосновение к миру таинственного как к реальному духовному феномену в живописи Н.К. Рериха получило отражение лишь на немногих полотнах «Сам вышел» (1922)); «Матерь Мира»(1924); «Тень Учителя» или «Его Тень»(1932); «Камень несущая»(1933

Картина «Тень Учителя» написана в том же 1932 году, что и «Святой Сергий Радонежский». Созерцание явления Тени  Учителя, подающего благословение, возвышается художником до степени благоговейного ее почитания.

В 1922 году один из лидеров теософского движения, известный индийский философ и писатель, Кришнамурти приглашает Николая Константиновича в Индию.

 

В историю искусств Рерих взошел как непревзойденный певец гор, мастер гор, которому удалось передать сокровенный дух этих вершин. Каждый из картин гималайской серии – это глубокий философский пейзаж, это «Жемчуг Исканий», запечатлевший прикасание к высшим смыслам бытия. Вершины на его полотнах дышат и живут своей таинственной жизнью, часто напоминая очертания людей, животных

 

  В обликах гор  Рерих видел беспредельные качества Неба.  Горы – это Достоинство, благодаря которым  они приобретают себе свою массу; дух, благодаря которому гора может проявить  свою душу; Творческие силы гор являют свои меняющие миражи; добродетель создает порядок; движение одушевляет контрастирующие линии гор; молчание, хранит гора внутренне; этикет, выражается в изгибах и наклонах горы и т.д. Все эти качества гора применяет лишь в той мере, в какой небо дарует ей эту функцию, она же находит себя, облаченная этими дарами, чтобы обогатить ими небо.

Разве не выражает все это бесконечное разнообразие качеств Рерих в своих многочисленных гималайских пейзажах? И гармония, и утонченность, и дерзание, и возвышенность, безмерность – все это, может быть, неосознанное надолго западает в душу.

 

Особенно  любил писать он Гору пяти сокровищ – священную Канченджангу.

Горы на полотнах Рериха напоминают нам о великих истоках жизни. Неприступные твердыни — Эверест, Канченджанга, Кайлас,  гора Шатровая и Колокол – овеяны множеством легенд и сказаний.  Гималаи хранят тайны духовного прозрения и познания.

В произведении образ «Нанда Дэви»(1941) во многом созвучен  природе, выделены  главные,  ему детали, обобщенно увиденное. Величественная, высокая гора «Нанда Деви»– хозяин  над всеми местными горами, и они располагаются вокруг нее в определенном порядке. Она вождь всего, что далеко и близко, что высится и что покоится внизу. Она имеет возвышенный облик царя, окруженного придворными.  Нанда Дэви изображен в виде гигантской пирамиды,  окруженной кольцом более мелких кристаллических пирамид, отстоящих в великом почтении.

 

Убедительность открытия космического искусства Рериха в том, что оно было сделано не на земле, а в космосе выражены словами первого космонавта Ю.А. Гагарина, который передавая свои впечатления из космоса, метко и точно сравнил  их с картинами  Н.К.Рерих» …» Неописуемая цветовая гамма. Необычно как на полотнах Рериха.

 

 

Более двадцати лет Рерих с семьей прожил в долине Кулу, откуда открывается великолепный вид на горные вершины Гималаев. Мир гор, древних как сама планета, явился для художника величественным символом царства духа.

Горы для Рериха- связь земли и неба. Горы  для него сосредоточие красоты, духовных устремлений. В Гималаях Рерих основал научный институт Урусвати. Место института в древней долине Кулу. В этих местах жили риши и мудрецы Индии. Тут проходил Будда и в свое время процветали десятки монастырей. Здесь находились развалины дворцов Пандавов, пещер Арджуны, здесь собирал  Махабхарату риши Виаса.

 

Через два года, уже путешествуя по Средней Азии, Рерих создает грандиозный художественный ансамбль – « Знамена Востока»(1924-1925гг), состоящий из 19 произведений. Эта серия  одна из самых значительных творений художника. Картины посвящены Учителям человечества: Моисею и Христу, Будде и Магомету, Конфуцию и Лао-цзы,Сергию Радонежскому, Нагарджуне.(.Рерих расширяет Братство святых и подвижников, развивая христианское прочтение.

     Хотелось бы отметить картины «Конфуций справедливый» и «Лао Цзы», «Будда Победитель».  Они исполнены духовной мощи, написанные в каноническом ключе, а рисунок скалистых утесов в пейзажных фонах соответствует  китайской классификации.

 

Во многих работах гималайского цикла Рерих использует принцип одноугольной композиции. При этой композиции изображение сосредоточено на одной стороне или одном углу картины, а остальная часть ее оставлена пустой. Такое построение используется в некоторых картинах Рериха: «Ведущая»(1924), «Жемчуг исканий»(1924), «Шатровая гора»(1933) и др. На полотнах горных пейзажах Рериха на переднем плане, как правило, присутствует небольшая кулисная площадка в виде выступающей из тумана плоской вершины. Затем идет пелена облаков и далее – горная гряда. Так писал Рерих неоднократно Канченджангу (1924), «Эверест»(1924), «Жемчуг искания»(1924) и другие.

 

Свидетелем далеких времен, хранителем заповедных тайн земли, выступает каменный сфинкс. Он словно погружен в глубокую думу. Кстати, что-то похожее на каменное изваяние рядом с главным героем и просматривается в картине Рериха «Будда Победитель». В этом произведении вписана в треугольник сидящая фигура святого, вздымаются и опускаются каменистые образования, а на переднем плане изображена вода.

 

Редкими по своей красоте в этом отношении является картины «Звезда утра». « Властитель ночи», (1918), 1922), «Мост славы»(1923), «Чудо. Явление Мессии» (1922), « Матерь Мира» (1924), « Моисей Водитель» (1025) и многие другие.

Николай Константинович писал: «Много пришлось вынести за веру в русское дело. Много, где удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений» (Четверть века, 1945), «Русский народ. Под его высоким покровом сойдутся многие народы. Милый, родной народ, высоко твое небо». («Сильны, богаты»,1941). «Золотое сердце русское, бьющееся в миллионах, населяющих Русь, никогда не помышляло о чем-то узконациональном, шовинистическом, захватническом. Нет, оно всегда томилось неосознанными устремлениями всемирности»(Во славу ,1944); «Говорят, изменился народ. Да, многому научился, во многом преуспел, но сердце-то осталось то же самое – ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЕРДЦЕ» (Русь, 1945). К этому сердцу и обращался Николай Константинович Рерих.

Неудивительно, что глубокий интерес к научно-философскому , литературному и художественному наследию Рерихов неуклонно возрастает. Как писала Е.И. Рерих, «в дни неслыханных бедствий и разрушений, когда люди мятутся, не находя выхода из порожденного ими хаоса мышления и действий, подымается мировая фигура Водителя Духа и Культуры и раздается светлый и бодрый призыв к новому строительству, к новому осознанию всечеловеческих отношений и всех духовных, творческих ценностей».

 

12.10.2014.

 

Беликов П.Ф., Князева В.П. Николай Константинович Рерих (Самара: Изд-во «Агни», 1996. — 3-е изд., доп.)

Леонид Андреев  Держава Рериха

Стремится к прекрасному С.Н.Рерих

Химоват Н.К.Рерих

У порога нового мира Е.Рерих

Е.П. Маточкин Космос Леонардо Да Винчи

 

Том 29 Николай Константинович Рерих 2010  директ-медиа
___________________________________________________________________________________________