Мир через Культуру

Семейные отношения как фактор формирования осанки человека

«Высшее знание человеческое состоит в знании всей связи духовного с телесным».
Эккартсгаузен

“Освободить Дух через Материю и Материю — через Дух”
Фернанд Шварц

Семейные отношения как фактор формирования осанки человека

Автор мастер-класса:
фитнес-тренер,
психолог-психотерапевт
В.А. Макаров.
Волгоградское Рериховское общество.

____________________________________________________________ 


Сегодня на мастер-классе мы затронем тему: «Семейные отношения как фактор формирования осанки человека». Эта тема будет интересна преподавателям физической культуры и психологам. Сначала мы рассмотрим эту т ему с позиции физической культуры, а затем перейдем в психологическую плоскость. 

Что такое осанка. Самое простое определение звучит так: «Осанка — это привычная поза человека,
манера держаться стоя и сидя». В формировании осанки участвуют поверхностные (крупные) мышцы тела, которые преимущественно работают в динамическом режиме (сокращение-расслабление) Это такие мышцы поверхностного слоя как: широчайшая мышца спины (рис. 1 б), трапециевидная мышца (рис. 1 а), большая ягодичная, четырехглавая мышца бедра и бицепс бедра. Но наиболее важную роль в формировании
осанки играют глубокие мышцы спины, они преимущественно работают в статическом режиме (напряжения) и удерживают положение тела без движения.

 Если вы сидите на стуле без движения, то ваше вертикальное положение поддерживают глубокие мышцы спины. Перечислим их: разгибатели спины – наиболее длинные и крупные мышцы из глубокого слоя мышц спины. Их функция: удерживать тело в вертикальном положении и разгибать позвоночник.(рис 2) Особо следует уделить внимание самым мелким и глубоким мышцам, которые непосредственно крепятся к позвоночному столбу. Это межостистые мышцы, которые разгибают позвоночник (рис 3 а), межпоперечные мышцы (рис 3 б) — наклоняют позвоночник в свою сторону и поперечно-остистые мышцы (рис 3 в), которые разгибают позвоночник и при одностороннем сокращении поворачивают его.
Сейчас мы приведем несколько простых упражнений для укрепления тонуса и изменения длинны мышц влияющих на осанку. Этот комплекс оказывает воздействие на физическом уровне и направлен на профилактику осанки, он не является коррекционным. Эти упражнения компенсируют склонность мышц к укорочению (повышению тонуса) и к удлинению (снижению тонуса). 



К мышцам склонных к удлинению относятся: ягодичные, нижняя часть трапециевидной мышцы, широкие мышцы бедра, прямая мышца живота, широчайшая спины.
Укорачиваются (и спазмируются) следующие мышцы; икроножная и задние мышцы бедра, поясничная часть разгибателя спины, верхняя и средняя порции трапециевидной мышцы, подвздошно-поясничная, косые мышцы живота, грудные, квадратная мышца поясницы, лестничные, грудиноключичные мышцы.

Укрепление мышц тела посредством физических упражнений будет первым условием профилактики нарушения осанки.

Комплекс упражнений.

1. Подтягивания на перекладине из положения виса или лежа (для девочек). Можно заменить вертикальными тягами на тренажере. (широчайшая спины) 2-3 подхода по 8-10раз.
2. Лечь на спину и положить согнутые ноги на диван или стул. (угол в бедренном и коленном суставах 90) Придерживая большим и указательным пальцами голову производим скручивания, закачивая мышцы пресса. Выполняем 2-3 подхода до отказа.
3. Сесть на лавку и упереться ладонями в ее край. Сползти с неё, опираясь на выпрямленные руки и согнутые ноги. На вдохе расслабить воротниковую зону и втянуть голову в плечи, сохраняя выпрямленные руки в локтях. На выдохе приподняться вверх за счет «опускания плеч». (нижняя часть трапеций) 2-3 подхода по 15 раз.
4. Отжаться 5-7 раз от лавки. Лечь на нее спиной, развести руки в сторону и расслабиться, растянув мышцы груди. Повторить 2-3 раза.
5. Лечь на живот, руки опираются перед собой как при отжимании от пола (локти прижимаются к ребрам). Ноги расслаблены и развернуты носками внутрь. Только за счет верхних разгибателей спины приподнять на 3-5см плечи и руки над полом. Голова макушкой тянется вперед, подбородок опущен. Выключить все остальные мышцы. Удерживать положение тела пока вы не почувствуете напряжение в верхних разгибателях спины, идущих с двух сторон вдоль позвоночника от лопаток до плеч. Расслабиться и повторить упражнение еще 2 раза. (верхние разгибатели спины)
6. Лечь на спину согнув ноги в коленях (угол больше90) и поставить стопы на ширине таза. Оторвать таз от пола и поднять как можно выше. Многократные поднимания таза не касаясь, пола. Выполнять 20-30 раз по 2 подхода. (ягодицы, поясница, пресс)
7. Опуститься на колени и положить между бедрами и животом валик из свернутого полотенца. Наклониться вперед «переламывая» тело через валик. Расслабиться и растянуть мышцы поясницы. Это упражнение помогает если вы долго сидели на стуле и у вас устала поясница. (нижние разгибатели спины, квадратная мышца поясницы и т.д.)
8. Лечь спиной на высокую лавку, ноги свисают. Ягодицы на краю лавки. Согнуть одну ногу в колене и ухватиться за неё руками, прижимая одноименную ягодицу к лавке. Свободная нога свисает, растягивая подвздошно-поясничную мышцу под своим весом. Несколько раз поменять ноги.
Этот комплекс можно выполнять 2-3 раза в неделю.



Следующий важный вопрос о проведении диагностики осанки. Не так просто научиться это делать. Конечно, мы всегда замечаем явные нарушения осанки, такие как сутулость, разная высота плеч. Но как перевести эти знания в коррекционную работу и как выявить проблемные мышцы? Как наглядно показать и убедить ребенка заняться своей осанкой? Это более трудная задача. Для решения этих задач я предлагаю освоить
«болевое» или «квалификационное» упражнение Д. Пилатеса. Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки были удалены от нее на 7 – 10 см, а ступни отстояли друг от друга на ширине таза. Не меняя положения ног, отклоните туловище назад к стене. При этом лопатки и ягодицы должны одновременно коснуться стены. При искривлении позвоночника одна сторона туловища коснется стены раньше, чем другая. Затем необходимо поднять руки так чтобы предплечья были вертикально полу, а плечо горизонтально. Вы заметите, что между поясницей и стеной имеется некоторый зазор. Он исчезнет, если вы согнете обе ноги в коленях (сползете вниз по стенке), одновременно опустите ягодицы и немного подверните таз вперед. Если такое положение тела спустя короткое время покажется вам утомительным, это означает, что у вас действительно плохая осанка. Отследив дискомфорт в теле, и вы сможете определить проблемные мышцы. Как правило, людям среднего возраста уже трудно прижать предплечья к стенке из-за начинающегося грудного остеохондроза и спазмированых мышц рук и груди. Но у большей части людей не прижимается поясница к стенке, что говорит о спазмированых мышцах поясницы и ослабленных мышцах пресса. Ценность этого упражнения в том, что оно показывает идеальную осанку и степень отклонения от неё. Ощущения «пропускаются» через себя. Сразу выявляются проблемные места и мышцы, с которыми следует работать. Упражнение является диагностическим и коррекционным. На первом этапе выполнять его следует не чаще 2 раз в неделю. (особенно при плохой осанке)

Поэтому вторым условием работы по профилактике нарушения осанки будет проведение диагностики. 

Давно замечено, что нервное напряжение влечет за собой напря¬жение мышц всего тела. Рассержен¬ный ребенок сжимает кулаки, испугавшись, поднимает плечи. Организм человека представляет собой единое целое, поэтому эмо¬циональное напряжение всегда сопровождается напряжением мы¬шечным, и, наоборот, расслабление мышц приводит к снижению нервного возбуждения, эмоциональному расслаблению. Чем боль¬ше расслаблены мышцы тела, тем глубже состояние общего покоя. Для профилактики утомления мышц спины мы решили использовать релаксационные игры для детей. В основе наших занятий лежит игра на релаксацию «Обезьянки» из книги М.Л. Лазарева «Здравствуй». Продолжительность времени занятия может колебаться от 10 до 45 минут в зависимости от поставленной задачи. Релаксационные игры применялись на уроках физкультуры в дошкольных учреждениях средней и подготовительной группах. В младшей школе с целью улучшения адаптации первых классов. Полученные навыки позволяли детям эффективно использовать время перемен для отдыха.

Примерный вариант релаксационного занятия.

Мы сегодня будем играть в интересную игру «Охотник и обезьянки». Я буду злым охотником, а вы смелыми и веселыми обезьянками. Мне нужна смелая обезьянка. Выбирается ребенок, которого просят лечь на спину и расслабится. Психолог слегка поднимает руку ребенка и отпускает. Следует добиться, чтобы рука была расслабленна, когда ее поднимают, и падала без участия ребенка. Остальные дети наблюдают за обучением. После объяснения сразу начинается игра (включается динамическая музыка). Дети на ковре имитируют прыжки и игры обезьян. Пока охотник приближается к поляне, «обезьянкам» следует рассказать сюжет игры.
По сюжету охотник должен поймать зверей для зоопарка и ищет только живых обезьянок. Все кто делают движения, издают звуки и открывают глаза, будут пойманы и отправлены в зоопарк. По сигналу – «Пих — пах идет злой охотник», все падают на ковер и претворяются мертвыми. (имитируются выстрелы и шаги ) Первый раз производится пояснение. Ложимся только на спину ногами к краю ковра головой к центру. (включается музыка для релаксации) Вы должны выбрать удобное положение, закрыть глаза и успокоиться. Если вы хотите обмануть охотника, то должны полностью расслабиться, а еще лучше заснуть, тогда охотник не поймет, что вы притворяетесь. Дыхание должно быть ровным, спокойным и медленным. Дышим тихо, как будто вдыхаем шелковую нить. Медленный вдох и выдох. И вот появляется злой охотник. Охотник удивляется, что обезьянки лежат, и начинает осматривать проговаривая: «Я смотрю, открыты ли глаза?! Шевелятся ли обезьянки? Они хотят меня обмануть! Сейчас я буду их проверять, поднимая руки и ноги». Психолог обходит всех детей, приподнимая и отпуская ноги и руки. Проходит обучение. Каждому ребенку говорится: «Рука расслабленна и болтается как веревочка. Я сам поднимаю руку не надо мне помогать. Поднимая руку за указательный палец можно её потрясти, добиваясь расслабления мышц».
После обхода всех детей включается бодрая музыка, и обезьянки могут прыгать и радоваться, что оказались, умней охотника. Психолог хвалит детей за хорошее выполнение и проводит повторную игру, обещая быть более строгим охотником. Во второй игре отрабатывается умение расслабляться, и управлять своим дыханием. После слов: «Пих-пах идет злой охотник» и началом проверки можно добавить формулы расслабления из АТ (аутотренинга) или ПРТ (Психорегулирующей тренировки) Обезьянки успокаиваются и расслабляются. Руки расслабляются все больше и больше. Мышцы рук становятся мягкими и тяжелыми. Наступает покой. Все тело расслабляется и отдыхает. Ноги расслабляются все больше и больше.
На этот раз охотник наблюдает и за дыханием. Дыхание должно быть бесшумным и поверхностным. Приподнимается только живот . (Первый раз можно попросить детей положить руку на живот и понаблюдать за дыханием) Вдох и медленный выдох. Охотник проверяет степень расслабленности мышц и прислушивается к дыханию. Освоив эти навыки можно переходить к наблюдением за ЧСС (частота сердечных сокращений). Детям объясняется «секрет обезьянок». Чем реже и спокойней дыхание, тем реже и тише бьется сердце. Сердцу нельзя приказывать, но можно просить чтобы оно билось медленно и тише. «Сердце бьется все медленнее и медленнее в такт с дыханием. Мы обращаемся к нему: милое, доброе сердце бейся медленно и тихо. Наполнись светом и спокойствием». Охотник прислушивается к стукам сердца или касается груди ладонью, чтобы почувствовать его стук. При ощущении высокой ЧСС делается замечание: Успокойся, и расслабься, дыши ровней, не напрягай дыхание. Дыхание ровное и свободное. Попробуй заснуть, иначе опытный охотник услышит стуки сердца. Игру можно заканчивать, проговаривая мобилизующий вариант психорегулирующей тренировки; или подобрать слова для повышения самооценки и уверенности детей.

Освоение основных умений и навыков в игре «Охотник и обезьянки»
I ступень (базовая) 
• Обучение расслабления мышц конечностей
• Обучение расслаблению мимических мышц.
• Обучение «нижнему» дыханию (животом)
• Обучение управлением ЧСС (синхронизация с дыханием)
• Обучение приемам мобилизации.
II ступень (коррекционная)
• Обучение общению с телом (разговор с сердцем и т.д.)
• Обучение работы с образами
• Виртувий

Третьим условием эффективной работы по исправлению осанки будет обучение сознательной релаксации мышц тела. 

В лечебной физической культуре (ЛФК) накоплен большой опыт коррекционной работы, но эффективность её очень низка. Дело в том, что коррекционные занятия для детей длятся не больше получаса, а все остальное время учебы ребенок портит свою осанку за партой в школе и дома за уроками. Мышечный тонус после таких занятий очень слаб и быстро снижается во времени. Некоторые авторы считают, что у большей части детей нарушения осанки перестают усугубляться естественным путем и без коррекционной работы. Слабая эффективность ЛФК в том, что до сих пор точно не объяснены причины возникновения искривления позвоночного столба и не проводиться работа с психологическими причинами. Приведу пример: на ребенка постоянно кричат родители и снижают его самооценку. Он рефлекторно втягивает голову в плечи и сутулиться. Эта поза — естественная защитная реакция. Такое положение становится постоянным и привычным за счет рефлекторного спазма мышц груди, пресса, передней части шеи, дыхательных мышц, мышцы антагонисты при этом растягивается и теряют тонус. Попробуйте выпрямить забитого ребенка, и вы поймете, что без психологической коррекционной работы вы это не сделаете. И сразу возникнет необходимость работы с родителями, так как заниженная самооценка зависит от семейных отношений.
Сейчас мы предложим вам психологический метод работы с тонусом мышц. Этот метод можно назвать «психофизическим» в том смысле что это «психическое» воздействие на тело без выявления психологических проблем. Он удобен тем, что является естественным продолжением диагностического «болевого» или «квалификационного» упражнения Д. Пилатеса и не требует знаний коррекционных упражнений классической ЛФК.
Для коррекции спазмированых мышц мы будем использовать метод словесных команд Матиаса Александера. Суть этого метода в изменения тонуса и длины мышц с помощью словесных команд. Специалист «разговаривает» с мышцами указывая им, в каком тонусе быть.
Сначала вы проводите «болевое» упражнение выявляете проблемные мышцы и затем акцентируете внимание испытуемого на понятиях верх, низ, вперед назад, когда он стоит у стены. Это необходимо сделать, так как эти понятия будут перенесены в работу лежа на спине. Далее вы предлагаете клиенту лечь на спину и просите подтянуть стопы к ягодицам. Стопы устанавливаются на комфортном расстоянии от ягодиц, на ширине таза. Колени должны находиться вертикально и не сваливаться внутрь или наружу. Под затылок можно подложить свернутое в несколько раз полотенце. 

 Сразу обратим внимание, лежит ли предплечье и поясница на опоре. Если нет, то это указывает на спазм. Если колени падают в стороны, то это означает спазм подвздошно-поясничной мышцы. Мы договариваемся с клиентом, что он продолжает «как бы» стоять у стены и понятие «верха» для него будет в районе темени, «назад» — за спиной. Далее мы просим клиента не чего не делать («не помогать и не мешать»), а просто слушать. Для начала мы вводим клиента в легкую релаксацию, используя некоторые приемы аутогенной тренировки. Например: «Пусть ваши глаза закроются, мышцы лица расслабляются, расслабляются, плечи, руки. Дыхание ровное и спокойное. Расслабляются мышцы спины, ягодиц, бедер и голени». Даем пояснение, что мы можем говорить, но не открываем глаза без разрешения. Начинаем работать с мышцами шеи. Обычно мышцы шеи нуждаются в расслаблении и удлинении. Если валик под головой высокий, то необходимо «отвести» голову назад. Поэтому формула звучать будет так: «Мышцы шеи тянутся вверх (в сторону темени — проговорить несколько раз) и назад» (к опоре). «Мышцы шеи расслабляются и удлиняются» Эту формулу повторяем до тех пор, пока клиент не почувствуют, что мышцы «сами» стали менять тонус и свою длину. Вы опрашиваете клиента, комфортно ли ему от такой формулы и изменяете её по необходимости. Основное правило – у клиента должно возникать комфортное состояние, а болевой синдром уходить. Для верхней части спины формула звучит так: «Мышцы спины тянутся вверх и расширяются в стороны». Для поясницы: «мышцы поясницы тянутся вверх, расслабляются и тянутся назад» или «Поясница расслабляется, удлиняется и тянется назад к опоре». Для мышц груди: «мышцы груди расслабляются, плечи тянутся назад к опоре». В процессе работы ведется диалог, обсуждаются формулы, меняются положения рук и ног. При удачной работе поясница и плечи «ложатся» на опору, уходят боли в мышцах, а клиент испытывает глубокое мышечное расслабление и покой. Тело как бы «тает» и становится «психическим». Этот метод демонстрирует быструю динамику, но нуждается в дополнении «физическими» методиками по укреплению мышц тела. Если у клиента есть серьезные психоаналитические проблемы, то положительный эффект бывает не очень продолжительным.

Третьим условием эффективной работы по исправлению осанки будет использование методик по снятию спазмов мышц тела.

В педагогике одним из важных принципом обучения является сознательная работа ученика и его активная позиция. Но здесь не все просто. Любой человек, ребенок или взрослый не сможет поддерживать правильную осанку больше нескольких минут, а дальше возникает сильный дискомфорт или спазм мышц. Дети, как правило, быстро забывают о необходимости контроля своей осанки. Поэтому важно уметь переносить задачу на поддержании осанки с сознания на подсознание. В этой задаче нам может помочь система Х.Алиева «Ключ». Один из первых педагогов, который начал использовать эту систему в педагогике, был О.С. Гребенюк (Педагогика индивидуальности). Мы возьмем лишь одно упражнение из этой системы: «покачивание».
Если мы сделаем упражнение «покачивание», то наша осанка станет оптимальной и естественной. Как только мы передаем управление «сознанию тела» (или подсознанию), оно сразу начнет процесс оздоровления организма.
Мы встанем в основную стойку – ноги вместе, руки опущены вдоль тела и позволим себе расслабиться, через некоторое время нас начнет раскачивать как на волнах. Направление маятника может быть любым, «волна» и ее скорость формируется спонтанно. Позволим телу раскачиваться за волной и станем с ней единым процессом. Затем сформулируем задачу. Попросим сознание тела начать формирование естественной осанки и начнем пассивно наблюдать за разворачивающимся процессом. Особенность этого метода в том, что «сознание тела» само подбирает способы достижения поставленной задачи и реализует её оптимальным способом. Не мы учим тело, а оно учит нас своей мудрости. «Сознание тела» стремиться к оптимальной осанке и перераспределяет тонус необходимых мышц.
В результате мы движемся «к внутреннему человеку» и приобретаем бесценный дар — возможность заглянуть в будущее эволюции человека. 
Четвертой задачей будет пробуждение внутренних сил организма для активизации процесса самокоррекции осанки. Мы переносим задачу формирования осанки из сознания на подсознание или «сознание тела».

Если мы зададимся вопросом, а откуда берется плохая осанка, то получим две разно полярные версии. Первая версия (физическая) даст объяснение, что определенные мышцы были слабо тренированны, ребенок находился долго в неудобной позе, не меняя положения, что со временем и привело к нарушению осанки.
Вторая версия (психическая) объяснит, что тело является продолжением нашей психики, и нарушение осанки возникает под воздействием психологических причин.
Если воспринимать физическую и психическую причины как стороны одной медали, то возможно предположить, что при нарушении осанки всегда присутствуют эти две стороны. Можно дискутировать о процентном содержании ведущей причины, но никто не станет отрицать, что коррекционное воздействие на двух планах физическом и психическом будет более эффективно.
Если мы заглянем в далекое прошлое, то увидим, что ранее тело называли «Сомой», а душу – «Психеей» и взаимосвязь между телом и психикой назвали психосоматикой. В широком смысле понятие «психосаматика» рассматривается, как нераздельное единство тела и психики и только в нашем непросвещенном сознаний это единство нарушено. Психика формирует тело, но и тело воздействует психику.
Приведем мнение телесно-ориентированного психотерапевта Матиаса Александера: «Люди, страдающие неврозами, всегда «зажаты». Для них характерно неравномерно распределенное напряжение мышц (явление дистонии). Неврозы»вызываются не мыслями, а дистоническими реакциями тела на мысли». Поэтому психотерапия без учета мышечных реакций не может привести к успеху. «Нельзя стать психически здоровым человеком, неправильно управляя своим телом». 
Совсем недавно на Кафедре неврологии и рефлексотерапии Казанской государственной медицинской академии под руководством Саховскго П.И. были проведены исследования по теме: «Перспективность личностного подхода в изучении патогенеза клинических проявлений остеохондроза позвоночника». Ученые пришли к следующим выводам:
- в развитии механизмов ….. течения остеохондроза позвоночника определенную роль играют болезненные изменения структуры личности.
- психологические методы являются важнейшими и должны быть направлены не на отдельные болезненные черты личности, а на восстановление целостной структуры личности.
Из всего этого можно заключить, что первопричинами в нарушении осанки являются психологические факторы, и они касаются проблемы «целостности» индивида.



Для прояснения понятия «целостности» нам придется обратиться к аналитической психологии К.Г.Юнга. Как считал К.Г.Юнг целостность это атрибут бога, так как бог вмещает противоречия. Прообразом примирения противоречий в аналитической психологии является психологическая самость – единство сознательного и бессознательного, мужского и женского, света и тьмы. Графическим изображением самости является мандала
Мандала – это универсальная символическая модель мироздания и человеческого сознания, космических процессов, галактических циклов и жизненного принципа всех живых существ.
В аналитической психологии процесс приобретения клиентом целостности (восполнение «недостроенных» частей личности) происходит через рисование личных мандал, которые несут в себе глубинные свойства человека. К.Г. Юнг указывал, что многие его клиенты не только рисовали мандалы, но и вытанцовывали их. (В системе Алиева «Ключ» клиенты часто вытанцовывают мандалу.)
Понятие мандала принесли нам различные религии, но самым высоким искусством считаются буддийские мандалы.
Буддийская мандала является опущенной вниз проекцией ступы (или дворца), и центр мандалы является проекцией ее оси. В ее центре располагали божественные силы, иногда обозначая их равноконечным крестом. По аналогии проекция человеческого тела образует подобие круга, а гипотетический центр будет соответствовать проекции позвоночного столба — центру самости. В нашей модели мы показываем соответствие разных мышечных групп и разных частей психики. Центр мандалы соответствует позвоночному столбу. Следующая окружность соответствует глубокому слою мышц позвоночного столба. В глубинный слой можно отнести такие мышцы как межостистые, межпоперечные, поперечно-остистые мышцы и мышцу, выпрямляющую позвоночник.
Телесный психотерапевт А. Лоуэн считал: «отсутствие сильного «хребта» ассоциируется с отсутствием сильного эго и с утратой чувства самости (self)»
Глубокие мышцы (мелкие) спины управляются рефлекторно (познотонический рефлекс) и плохо поддаются сознательному управлению. Эти мышцы в спазмированом состоянии могут находиться годами, нарушая кровообращение, защемляя нервные окончания, «раздавливая» межпозвоночные диски. Поверхностные (крупные) и глубокие (мелкие) мышцы, как правило, находятся в аппозиции. Напряжение поверхностных мышц расслабляет глубокие мышцы и наоборот. В своих работах К.Г. Юнг также указывал о постоянной аппозиции сознания и подсознания.
Все эти аналогии указывают на то, что можно перенести психоаналитические модели на работу с осанкой человека.
Мы считаем, что главным механизмом нарушения осанки является
нарушение нормотоничности (умение напрягаться и расслабляться) мышц и возникновения аппозиции между глубокими и поверхностными мышцами тела.
Причинами нарушения нормотоничности мышц являются психосоматические нарушения, за которыми стоит нарушение баланса Анимуса и Анимы, мужского и женского, Инь и Ян. (Инь и Ян один из древних прототипов мандалы) За этим психологическим фактором прячется разветвленная сеть не отрегулированных семейных (и родовых) отношений.
Коррекционным фактором исправления осанки будут являться действия по примирению противоречий в семейной сфере между родителями (содержаний Анимуса и Анимы).
На уровне тела это будет выражаться в нейтрализации аппозиции глубоких и поверхностных мышц и приобретение ими нормотоничности.
В Восточной медицине тело и органы относятся к женской или мужской природе. Левая сторона тела считается мужской (отец), а правая – женской (мать).
Проблема современности это не полные семьи. Обычно в таком случае даже в зрелом возрасте тонус левой и правой половины тела бывает разным.
Приведем пример: Девушка 23 лет пришла заниматься в тренажерный зал. Левое плечо выше правого (на 5 см.). Выясняю об отношениях с отцом. Она отвечает, что отношения хорошие и начинает плакать. Сразу признается, что отец ушел из семьи, когда ей было 18 лет. В процессе развода девушка пошла, сфотографироваться на паспорт. Во время процесса фотосъемки, была выявлена разная высота плеч. Сильная обида на отца проявилась в теле в виде спазма по всей левой стороне тела.
В семье отец отвечает за физическую защиту и силу, символически эти качества выражаются структурой и жесткостью. Если в семье роль отца слабо выражена или отсутствует, то сила позвоночника также теряет свою жесткость и стойкость. Глубокие мышцы спины, отвечающие за поддержания вертикального положения, берут на себя повышенную нагрузку, спазмируются и вызывают остеохондроз позвоночного столба. Разный тонус левой (отец — ян) и правой (мать — инь) частей тела вызывает искривления позвоночного столба во фронтальной плоскости, что обычно приводит к сколиозу.
В европейской традиции психотерапевты считают, что для благополучного развития психики человека необходимо «проработать» (провести психоанализ) фигуры отца и матери. Так как тело это продолжение нашей психики, то эти же положения относятся и к формированию здоровой осанки. В телесно-ориентированной психотерапии существует «картография души», проецирующаяся на тело человека, созданная на базе идей психоанализа. Приведем «карту» телесно-психологических зажимов. Следует сразу оговориться, что это не анатомическая карта, это карта-метафора.
Надплечья – места, где человек носит свою ношу в прямом и символическом смысле, куда взваливает ответственность.
Лопатки – символические крылья, область социальной и эмоциональной независимости, свободы. Зажимаются при патологической связи родителей с детьми, когда родители (родитель) долго не отпускают ребенка, сильная гиперопека, или запрет родиться, запрет быть.
Поясница – прямостояние, насколько вертикально в эмоциональном и социальном смысле человек чувствует себя в жизни.
Грудные мышцы напрягаются, когда человек, защищается от внешней угрозы,
Руки – способность, возможность, контакт. Предплечья – зажаты, болезненны, когда проблемы с деланием – нежелание что-либо делать, трудность начинания, доведения до конца. Кисти – сфера контактов.
Нижняя челюсть. Зажимы в жевательных мышцах: запреты на выражение агрессии, гнева, сдерживание плача, крика, сосания, что-то не высказанное, «не выплюнутое», не выплаканное. Неполученное и недополученное (не вырванное зубами) желаемое. Стремление к лидерству. (по материалам В.Тулаева)

Телесные зажимы это зоны «психических конфликтов», застрявших эмоций и энергий. Принцип высвобождения зажимов выглядит следующим образом.
Если применить метод ишемической компрессии (сильное сжатие мышцы) к спазмированой мышцы, то во время момента расслабления мышцы перед сознанием клиента может всплыть травмирующее событие (инграма). Психологическое «разрежение» инграмы позволяет убрать причину спазма мышцы на психологическом уровне. Но этот метод, разработанный В. Райхом, очень болезненный и применяется в основном к взрослым людям.
Для детей можно использовать более приятный и не менее эффективный метод «Кататимно-имагинативной психотерапии или «Символдрама». Символдрама – это одно из направлений психотерапии, базирующейся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением. Этот метод позволяет справляться с психологическими комплексами на символическом уровне, не доводя их до сознания клиента. Метод очень экологичен (минимум постороннего воздействия) и эффективен в семейной терапии. Для коррекции осанки мы применяем только элементы этой системы.
В психотерапии по методу символдрамы мы постоянно встречаемся с важнейшими архетипическими символами человечества, восходящими к древнейшему противостоянию матриархата и патриархата. (Это коренная проблема нашей цивилизации) Такие образы проявляются, прежде всего, в символах Анимы и Анимуса – двух сторонах человеческой души.

Пятой задачей коррекции осанки будет налаживание (выравнивание) взаимодействий Анимуса (отца) и Анимы (матери) на символическом уровне.

В символдраме мужское начало может проявляться в остроконечной горе, в разделяющей луг дороге или тропинке (то, что разделяет и образует структуру – мужское; то, что заполняет пространство, например, сам луг – женское).
Символы мужского начала: пущенная и пронзающая стрела, разящий меч, длинные, острые, режущие предметы.
Символы Ян – Отец, Гора, Дорога, Стрела, Меч, Солнце, Огонь.
Женские символы Анимы – это, прежде всего вода, все горизонтальное, округлое и глубокое.
Символы Инь – Мать, Сосуд, Река, Ручей, Пещера, Луг, Луна, Туман.
Попробуем продемонстрировать этот метод. Приглашаем молодую девушку.
Пример:
Ложитесь на спину и расслабьтесь. Вы можете разговаривать со мной и при необходимости жестикулировать руками, глаза будут закрыты, их открыть можно будет только по разрешению. Сначала сделаем предварительное расслабление мышц с помощью аутогенной тренировки….
(Ведущий – В.) Теперь отправимся на ЛУГ. Когда возникнет образ луга или любого другого образа Вы дадите нам знать. Клиент (К.) делает знак рукой.
В. – Опишите, что Вы видите.
К. – Я вижу зеленый луг.
В. – Какой высоты трава?
К. – Показывает рукой высоту 50 см.
В. — Какое время года?
К. – Лето.
В. – Как вы одеты?
К. – Я в футболке и джинсах.
В. – Свободна ли на вас одежда в районе пояса и груди?
К. – Мне трудно дышать.
В. – Что помогло бы вам легче дышать?
К. – Я хочу перевернуться.
В. – Перевернитесь там на лугу.
К. – (Переворачивается на живот в реальности и начинает глубоко дышать)
В. – Как вы себя чувствуете?
К. – Мне хорошо.
В. – Будем отдыхать столько, сколько вы захотите. Скажите когда посчитаете что-то изменить.
В. – (через некоторое время) Хотите отдыхать дальше или походите на лугу? Можно перевернуться.
К. – Да я уже хожу. (переворачивается на спину)
В. – Легко ходить?
К.- Нет трудно, ноги путаются в траве.
В. – Попробуйте приноровиться к ходьбе в траве или посмотрите, нет ли тропинок?
К. – Я танцую. (на лугу кружиться на месте и приминает траву) Мне легко. Хорошо!
В. – Что хотите сделать на лугу?
К. — Еще отдохнуть и полежать.
В. — Как чувствуете траву и погоду?
К. – Теперь трава мягкая и теплая.
В. – Ну что будем прощаться с образом?
К. – Не хочу уходить! Мне хорошо.
В. — Полежим еще несколько минут и вернемся……
(в сокращении)
Во время работы изменилось дыхание, по-видимому, снялся спазм дыхательных мышц. Поясница к концу занятия легла на опору. Следовательно, изменился тонус мышц поясницы.
Если предполагать, что земля (луг) это мать, то в данном случае мы прорабатывали отношения с матерью, и прорабатывали левую сторону тела. В процессе работы была удовлетворена определенная архаическая потребность в матери. Следовательно, изменение положения (переворачивание на живот) К. – это стремление обрести единство с матерью, обнять её. Реализуется базовая потребность в защите и покое. В результате переживания ощущения защищенности наступает глубокое расслабление дыхательных мышц и мышц поясницы. Вот так работает этот метод.
Сегодня мы с вами работали над темой осанки на разных уровнях.
Попробовали физические упражнения – физически воздействовали на мышцы тела. Испытали эффект «психофизических» упражнений влияния на тонус мышц, на словесном и интуитивном уровнях. Закончили наш мастер-класс работой с помощью образов на символическом уровне, в котором происходил процесс сепарации в поле семьи. Мы выстроили некоторую этажность планов (физический – психофизический — психический) и связали их одной нитью, темой осанки. Затронули несколько дисциплин: физическая культура, анатомия, физиология, психология, символизм. Наше движение сквозь дисциплины можно назвать трансдисциплинарным. Наверно это та нить Ариадны, которая выведет нас в будущем на единое мировоззрение, в котором искусство, наука и религия сольются в единое целое. Всех Благ участникам семинара и до новых встреч.

___________________________________________________________________________________________