Мир через Культуру

Жизнь и творчество Святослава Николаевича Рериха

imgB.asp

Доклад Олега Очкурова

Скачать презентацию Жизнь и Творчество Святослава Рериха

23 октября 2014г. мировая общественность наряду с юбилеем Н.К. Рериха отмечает 110-летие со дня рождения Святослава Николаевича Рериха.

 

Николай Константинович и Святослав Николаевич Рерихи (отец и сын) – представители русской интеллигенции, посвятившие свою жизнь служению Человечеству. Святослав Николаевич во многом продолжил миссию отца как художника, выразив через творчество полифонию жизни Индии.

 

Оба художника значительную часть жизни посвятили общественной деятельности, учредив множество культурных центров и организаций. Значительным делом семьи Рерихов в общественной жизни была огромная многолетняя работа по продвижению Пакта по  сохранению памятников культуры, предложенного и разработанного Н.К. Рерихом в 1929 году.

 

Святослав Николаевич вырос как художник под влиянием искусства отца. Вместе с тем, Святослав Рерих – оригинальный художник, работающий в ряде жанров живописи, несвойственных его отцу. Манера его письма  в целом совершенно своеобразна. Свой путь художника Святослав Николаевич начал как портретист, и достиг в этом жанре высочайшего мастерства. Одной из отличительных особенностей его творчества было стремление глубоко ощутить характер того человека, чей портрет он писал.

 

За долгую творческую жизнь Святослав Рерих создал обширную галерею портретов общественных и политических деятелей, представителей культуры и искусства. Особого внимания заслуживает серия портретов отца — всего их около тридцати. Художник часто обращается к образу отца, потому что духовный мир Николая Константиновича был ему очень близок и созвучен.

В портрете «Профессор Николай Рерих» (1942) на фоне книг и с книгою в руках изображен тот самый Рерих – великий гуманист, думающий прежде всего о судьбах человечества. Все портреты Николая Рериха чрезвычайно торжественны. Его словно отделяет от зрителя духовная дистанция. Таким видит его сын. Он рассказывал об отце: «Николай Константинович был совершенно изумительной личностью. Я встречал в этом мире очень многих людей, но такой многогранной  личности, как Николай Константинович я еще не встречал. В нем были соединены многие и многие достижения многих людей….»

Портретов Елены Ивановны было написано немного. Человек редкой красоты и глубоких знаний, она оставила у современников самые светлые воспоминания. Те немногие портреты, которые ему удалось создать, являются воплощением идеальной красоты человеческой личности, достигшей совершенства в постоянном труде. Эта женщина дала миру великий урок космического сознания, глубоко воспринятый и Святославом, творившим рядом.

 

С высоким мастерством выполнены портреты Девики Рани Рерих. (1946),  Пандита Джавахарлала Неру(1942),  и др.

Живя в Индии, художник не только полюбил этот край с его замечательной природой, но и проник вглубь истории Индии, понял и почувствовал особенности культуры страны, быта и характера ее жителей. Ему близки национальные основы искусства его второй родины, поэтому художник очень много и с увлечением говорит о связи своего творчества с искусством Индии.

 

В искусстве Святослава Рериха ярко выражено его собственное духовное богатство, наделяющее нас идеями гуманизма и чувством красоты мира. Кисть художника вводит нас в царство прекрасного, находя и утверждая красоту природы и человека,  его внешнего и морального облика. Человек у него не царь природы и не раб, а ее сын, выращивающий ее дары. Он показал нам сдержанное достоинство и душевный мир простых людей Индии, их врожденное трудолюбие. Быт и труд  простых людей – вот неистощимая тема художника, куда относятся и интереснейшая тема его картин —  серия «Мои соседи», «Мое красное сари», «Дом гончара», «Дочери моря», «Вечная жизнь», и др.

 

Чтобы так изображать разные стороны в Индии, надо знать страну и любить ее,  как  любили Николай Константинович и  Святослав Рерихи. Здесь мало врожденного таланта и мастерства, нужно глубоко понимать жизнь и культуру страны, психологию ее народа, ее богатое и чрезвычайно разнообразное художественное наследие.

 

Видное место в искусстве Святослава Рериха занимает  индийский  эпос, в частности, замечательна  его трактовка легенд о Кришне, который почитается как божество любви и как прекрасный пастух; его изображают танцующим с гопи – прелестными женами и дочерьми пастухов – или играющим на флейте близ своего стада. В подобных картинах Святослава Рериха прошлое сливается с настоящим: Это неудивительно, все предания и легенды древнего эпоса доныне широко живут в народе, события из жизни Кришны реальны в сознании народа и приближены к современности, они связаны с бытом, который в Индии мало изменился к нашему времени. В картине «Священная  флейта» юноша  Кришна играет на флейте. Его осеняют пышные ветви красивого ярко – золотистого дерева. За кустом агавы остановился зебу, как бы прислушиваясь к знакомым звукам флейты пастуха. Кругом обширная, слегка холмистая местность. Одинокий пастушок и зебу сразу «населяют» пустынную природу своим присутствием, внося ощущение жизни, мира и глубокой человечности.

Пейзажи Святослава Рериха – подлинные поэмы в красках.

Примером служит чудесный утренний вид  в Гималаях «Тайный час». Это Канчеджанга с востока и первый луч, осветивший на рассвете эту гору. В долинах еще темнота, ночь, плывут облака, и вдруг зажигается вершина. Этот захватывающий момент рассвета, пробуждения природы передан так, что чувствуется движение воздуха, возрастание света. Но через несколько минут сокровенный «Тайный час» исчезнет! И только в живописи он останется надолго, на века.

Хочется отметить картины «Предостережения» (апокалиптические картины): «Ты не должен видеть этого пламени», «Распятое человечество»,  «Куда идет человечество»,   «Воззри человечество»…

_______________________________________

Об этой картине Святослав Рерих рассказывал: …Картину «Воззри, человечество!» я начал писать в конце 1961 года и закончил в январе 1962–го. На полотне – группа людей, объятых ужасом, стоящих на краю пропасти и взирающих на огненного Архангела, который, опираясь на меч, возвышается над огромным городом, пылающим в огне, ниспосланном с Небес.

Картина написана в резких контрастах: почти чёрное небо, переходящее в пурпурно-красные тона ближе к Архангелу, выполненному ослепительно-красным цветом посреди бушующего огня. Облака наверху подсвечены пламенем пожарищ. Группа людей написана в более светлых тонах, преобладают светло-зелёные, розоватые и серебристые оттенки, создающие лёгкие тени. Люди стоят на краю крутого красновато-коричневого обрыва, за которым – пропасть с тёмными скалами. Город позади них объят пламенем.

Это полотно было выражением моих чувств в связи с грядущими событиями. Оно – своего рода предостережение, показ того, что может случиться, если человек не удержит себя сам. Вот почему я назвал его – «Воззри, человечество!»

—————————————————————

Чем больше узнаем мы о Рерихах, тем шире раскрывается наше сознание. Через них мы приближаемся к пониманию сути нашего сегодняшнего и завтрашнего существования.

Святослав Николаевич говорил: «Я всегда верил, что России предопределена особая, исключительная роль. В России сошлись Восток и Запад. А потом ее размеры, географическое положение. Все это чрезвычайно важно…»

И то, что Рерихи, будучи русскими, именно в Индии и от индийских Учителей получили целую систему энергетического мировоззрения, называемую «Живой Этикой», само по себе является фактом великой значимости. В этом есть что-то символическое, как будто проявляется Веление самой Космической Эволюции.

«России предопределена великая, по существу космическая роль на земле», — говорил Святослав Николаевич.

___________________________________________________________________________________________